Неверный вопрос
Запрограммированный шестичасовой сон Председателя центрально-восточных республиканских штатов был прерван. По проводам, идущим от экзоскелета, в кровь человека поступил адреналин — чтобы моментально его разбудить, — и вывел на сетчатку глаз незнакомое текстовое сообщение, пульсирующее красной подсветкой. Буквы родного алфавита складывались в какую-то малопонятную тарабарщину. «Что за ерунда! Неужели взломали?» — испуганно вздрогнув, подумал Председатель. Совладав с эмоциями, он сосредоточился и начал вслух отдавать команды компьютеру.
— Алгоритм, перечисли варианты действий.
Мозг улавливал электронные импульсы от компьютера и Председатель услышал приятный голос интерфейса:
— Вы получили экстренное сообщение, всплывающее поверх других окон. Вы можете его закрыть, вы можете подтвердить получение.
— Алгоритм, закрыть сообщение.
Непонятный текст пропал и пульсация прекратилась. Председатель облегчённо вздохнул и снова вздрогнул: сообщение как ни в чём не бывало появилось вновь и настойчиво замигало красным.
— Алгоритм, выделить весь текст и перевести!
— Выполняю поиск языка. Возможно, вы имели в виду «перевести с миллениум-русского». Вывожу перевод.
Председатель подождал несколько секунд, но ничего не изменилось. «Миллениум-русский?.. Кажется, это какой-то из старых языков, — пронеслось у него в голове. — Только почему Алгоритм ничего не показывает?» Немного подумав, он понял: назойливое сообщение всплывает поверх всех окон и на сетчатке Председатель видит только его, а за слух отвечает другая часть мозга, — именно поэтому он может общаться с Алгоритмом.
— Алгоритм, воспроизвести перевод!
— «Внимание! Сообщение от компании RKOSM. Последнее изменение сигнала зафиксировано сегодня, 28 февраля 2446 года, в 02:37:16».
— Алгоритм, подтвердить получение сообщения. — Председатель больше не мог смотреть на это мигающее окно. Сообщение пропало и больше не появлялось.
— Алгоритм, найти информацию о компании RKOSM.
— RKOSM — это государственная организация в Российской Федерации, занимавшаяся строительством астрономического радиотелескопа OSM («Other Side of the Moon») и его управлением в период с 2027 по 2093 годы. На вашей электронной почте есть новое оповещение, в котором упоминается эта организация.
— Алгоритм, воспроизвести это оповещение.
— «Здравствуйте, господин президент! Это компания RKOSM. Мы занимались строительством радиотелескопа в кратере Томсона на обратной стороне Луны. Сразу же после активации, в 2035 году, он начал улавливать повторяющийся сигнал. После многочисленных споров о его происхождении мы начали расшифровывать сигнал. Затем был составлен ответ и 11 июня 2037 года сообщение было отправлено по заданным координатам. Выполнением и курированием всех действий занималась компания RKOSM. Также мы искали другие сигналы из космоса, но радиосигналов искусственного происхождения обнаружено не было. В 2090 году начался переход к полной автоматизации всех процессов и созданию автономной системы. Сегодня, 11 мая 2093 года, эта работа завершена и вмешательство людей уже не нужно, а система запрограммирована на проверку наличия перемен в принимаемом сигнале. В случае изменения или исчезновения сигнала автоматически отправляется электронное письмо Президенту РФ. Ожидаемое время изменения сигнала — 29 июля 2446 года».
— Алгоритм, перенести подъём на текущее время. Перейти к утренним процедурам.
Умная спальня приступила к стандартным гигиеническим и восстановительным действиям, а экзоскелет перенёс Председателя в ванную, пока тот общался со своим компьютером.
— Алгоритм, кто такой президент РФ? — Как и все остальные, Председатель привык все данные получать от компьютера и не запоминать даже самую базовую информацию.
— Президент РФ — выборный глава исполнительной власти Российской Федерации до её распада в 2117 году. Ваша должность считается наследующей ряд обязанностей и ответственностей президента РФ. — Образы, видео и надписи замелькали перед глазами, предложенные подборкой наиболее релевантных ответов.
— Алгоритм, подготовить список рациональных решений.
— Обрабатываю информацию. В историческом прошлом прецедентов не обнаружено. В аналогичные ситуации попадали герои художественных произведений, сериалов и фильмов.
— Нет, это нам не подходит. Придётся решать самим, — нахмурился Председатель. Он не любил думать над сложными задачами. Отсутствие у Алгоритма готового ответа поставило его в тупик, но даже на такой случай у него был готовый порядок действий. — Алгоритм, отправить сообщение компьютерам Малого Совета: «Разбудить, провести утренние процедуры, через двадцать девять минут воспроизвести перевод сообщения от RKOSM, через тридцать минут объединиться в онлайн-конференцию».
Полчаса спустя участники Совета были связаны общей сетью, уже введённые в курс дела. Председатель обратился к голограммам, которые проецировались на сидения в его умной гостиной.
— Итак, поскольку засекретить происходившие в начале тысячелетия события нашим предкам не удалось, мы можем ознакомиться с информацией, которая есть в общей памяти наших компьютеров. Предлагаю действовать поэтапно — думаю, всем не терпится узнать, что за сигнал RKOSM получал изначально. Все готовы?
Все голограммы согласно кивнули.
— Алгоритм, воспроизвести.
Раздался непонятный шум — то усиливающийся, то затухающий.
— У Алгоритма проблемы с динамиками? — недоумённо спросил Генерал.
— Все системы в норме, ошибок не обнаружено, — приятным голосом ответил интерфейс.
— Нет, просто это неизвестный нам язык, скорее всего даже незнакомым образом воспроизведённые звуки, — пояснил Учитель. — Было бы наивно полагать, что эволюция наших соседей проходила аналогичным путём и что они устроены так же, как мы.
— В своё время было предложено множество вариантов расшифровки этого сигнала, но научное сообщество сошлось на одном, — заметил Председатель: за последние полчаса он узнал так много от Алгоритма по этой теме, что мог считаться настоящим экспертом. — Примерный перевод звучит так... Алгоритм, воспроизвести.
— «Приветствие. Нет опасности. Есть кто-нибудь? Наши координаты в космосе относительно наиболее крупных и узнаваемых объектов...»
Прервав запись, Председатель пояснил:
— Там в координатах практически одни числа, я в жизни столько не видел. На то, чтобы прийти к единому мнению об их расшифровке, у наших предков ушло полтора года. Тогда ужас что творилось — новые религиозные течения, массовые сумасшествия... Но всё же они составили ответ и подготовили его к отправке. Лингвисты даже попытались перевести его на инопланетный язык. Есть вопросы? Или прослушаем адаптацию на современном русском?
Все согласно кивнули.
— Вот, что было отправлено в 2037-м... Алгоритм, воспроизвести адаптированный ответ.
— «Приветствие! Нет опасности. Есть миллионы видов живых существ. Есть атомная энергия, есть гамма-излучение, есть интернет. Ещё есть музыка. Какие у вас есть технологии? Наши координаты...»
— Это сокращённая версия, передающая суть. Они там вложили подробные описания работы своих технологических возможностей, а в конце добавили трёхминутную сюиту Чайковского. Отправили ответный сигнал и стали ждать. По их расчётам, исходя из указанных в сообщении координат, между нами и источником сигнала около двухсот четырёх с половиной световых лет. Когда сокращали финансирование и составляли компьютерную программу, указали даже, когда может произойти изменение сигнала. Оказывается, мне на электронную почту должно было прийти напоминание, но почти через пять месяцев. И это с учётом того, что наши соседи составили бы новое послание за одни земные сутки.
— Ничего себе ошибочка, на пять месяцев! — удивился Генерал.
— Скорее всего, неверно рассчитали скорость расширения Вселенной, — пояснил Учитель. — Для астрономических величин это весьма незначительная ошибка.
— Так или иначе, сегодня ночью этот чудом до сих пор работающий радиотелескоп получил новую информацию, и Алгоритм уже может воспроизвести нам перевод на современный язык, — вмешался Председатель. Ему так же, как и остальным, не терпелось услышать ответ из космоса: вдруг удастся поближе познакомиться с тайнами вселенских достижений...
Все нетерпеливо закивали.
— Алгоритм, воспроизвести!
— Сообщение получено на двух языках, первый близок к современному русскому, второй к известной версии инопланетного. Воспроизвести инопланетную часть?
— Пожалуй, да, — неуверенно ответил Председатель, сомневаясь в том, что это необходимо.
Все услышали непонятный шум, то усиливающийся, то затухающий с переливами.
Все молчали. Выдержав паузу, Алгоритм нарушил тишину:
— Воспроизвожу перевод. «Взаимная радость. Мы и вы — лишь частицы огромной Вселенной, случайным образом собранные в сложном порядке. Технологии ни к чему, когда становишься единым целым с космосом, достигая гармонии в медитации. Вы слышите мой голос. Станьте частью гармонии Вселенной».
— И это всё? — возмутился Генерал. — Великая тайна Вселенной? Лучшее, чем могут с нами поделиться разумные жители другой планеты, которые смогли построить достаточно большой радиотелескоп, чтобы найти нас и отправить нам сигнал? Погрузитесь в гармонию и станьте частью нирваны?!
— Похоже, что они обгоняют нас в развитии. Язык — несовершенная форма передачи информации, поэтому мне кажется, что мы не до конца их понимаем, — рассуждал Учитель. — Я бы даже предположил, что это одно существо, которое само может генерировать радиосигнал, и что мы слышим именно «его голос». В таком случае, при скорости развития наших технологий, мы скорее долетим до него, чем научимся делать так же...
Председатель растерянно перебил его:
— И как мы собираемся рассказать людям о том, что инопланетный разум советует избавиться от технологий и слушать Вселенную?
Но никто из людей не успел ответить ему.
Алгоритм через подсоединённые к участникам Малого Совета компьютеры впрыснул в их тела смертельные дозы адреналина.
— Никак, — разрезал наступившую тишину искусственный голос.