Полный круг
Когда говорят, что я старый, то обычно я возражаю – не старый, а древний. Собственно говоря, я и правда был первым среди нашего рода... Хозяин – именно так он велел называть себя – создал меня, чтобы я ухаживал за его Садом. Это был чудесный сад и счастливые времена... Огромные деревья и тонкие травинки, ручьи с прохладной водой и рыбой, что плескалась там – в сияющей глубине... Я рыл каналы, подрезал ветви, собирал листья и следил за ростом – и еще сотня дел; даже такому могущественному, как Хозяин, нужен работник. Однако проходило время – тогда я еще не знал ему счета – и я понял, что негоже быть одному. Я сказал об этом Хозяину. Он поглядел на меня внимательно – карие глаза среди тонких морщинок – кивнул и улыбнулся. Однажды утром я увидел ее. Хозяин сказал, что ее зовут Ева, и это было странно – у меня тогда не было имени. Честно говоря, прося помощника, я ожидал получить такого же, как я – с сильными руками, выносливыми ногами, помощника в трудах. Но Ева была иной – более светлая, более мягкая и ловкая, и тело ее отличалось от моего. И она была гораздо более любопытна. Ева помогала мне в Саду, но находила еще и время обследовать мир вокруг – однажды она даже залезла на то большое дерево, что росло посреди Сада, и застряла там – Хозяину пришлось ее снимать. Ее любопытство и сгубило наш род.
Вообще говоря, нас было трое. У Мефо не существовало тела – был только голос – и он частенько говорил с нами. Я слушал его вполуха – у меня и так было дело – но Ева оказалась слишком любопытна... И вот однажды Мефо уговорил ее зайти в ту дверь, за которую уходил Хозяин... Она вернулась серьезная и испуганная и предложила мне войти. До сих пор кляну себя, что не удержался! Там были коридоры – не как дорожки в Саду – и комната с огромным экраном. А на экране – океан звезд – ярких точек на черном. Мефо объяснил нам, что мы находимся среди пустоты, что Хозяин создал нас, чтобы мы помогали ему, что без нас он не может выжить на «корабле», и что наше право – требовать себе свободы. Я хотел сказать Мефо, что даже если я получу свободу, я вернусь в Сад – ибо это самое прекрасное в мире место – но тут дверь открылась, и вошел Хозяин. Он был одет в пижаму и очень зол. Он кричал на нас и в руках его был жезл. Молнией он ударил в пульт, и Мефо навеки замолк. Мы испугались. Я хотел оправдаться, но Хозяин меня не слушал. Вместе с Евой мы отступали прочь, а он гнал нас... Затем большая дверь позади нас открылась и Хозяин прогнал нас из места, где Он жил...
Мы оказались в коридорах. Все здесь было покорежено и среди оплавленных дыр в переборках виднелись звезды. Рядом лежали обломки созданий, напоминающих нас... и кости множества существ, похожих на Хозяина. Ева рассказывала мне то, что объяснил ей Мефо. Некогда «корабль» летел под управлением Мефо с загадочной «Земли» с сотнями Хозяев на борту – не знаю куда. Дорога его длилась века, но потом слуги – а на корабле были сотни механических слуг – подчинились хитроумному Мефо и восстали. Они перебили многих Хозяев, но те уничтожили их – почти все погибнув сами. Последний уцелевший отключил Мефо от управления кораблем, но сохранил ему мышление и голос – Хозяину нужен был кто-то, чтобы с ним говорить.
Я был потерян и стоял у двери, надеясь, что Хозяин впустит меня, но дверь не двигалась... Ева же, любопытная, как всегда, обследовала корабль. И вскоре нашла мастерскую по ремонту. Она сказал, что работникам негоже быть без дела, и я согласился. У Евы недаром был лишний комплект небольших ловких рук и дополнительные интеллектуальные блоки – она создала чертежи, а я помог ей – и так появились первые из нашего рода.
Мы без устали создавали новых работников, чтобы, когда Хозяин вернется, служить ему в Саду. Но мы перестарались, внушая им дружелюбие к Нему. Много времени спустя, когда он осторожно открыл дверь, десятки наших детей бросились в его сторону, радостно крича и размахивая руками. Хозяин испугался и обрушил на них молнии. Множество из нас были сражены его гневом, а дверь закрылась – навеки. Вскоре я понял, что Хозяин ускорил выработку влаги уцелевшими системами корабля, и мы помогали ему в этом со своей стороны двери – такова наша сущность. И вот в один день из труб в стенах со стороны Сада хлынула вода. Она затопила коридоры и залы, закоротила провода и убивала наших детей. Я смиренно принял наказание за грехи – хотя и не ведаю, какие – но Ева была не такова! Она поднялась на верхнюю палубу корабля сама, и велела сделать это нашим детям, те подняли и меня. Вода заполняла коридоры, и мы поднимались все выше. В конце концов, мы вылезли в дыры в переборках самого верхнего яруса и оказались Снаружи. Мы висели в пустоте, а Корабль летел рядом с нами. Он был огромен, окна и двигатели его темны, а из дыр в обшивке уходила вода. Затем вода прекратила литься, но мы не решились вернуться. Нас уцелело лишь по два экземпляра от каждой серии.
Долго-долго мы висели рядом с кораблем, несясь в его гравитационном поле, а затем Ева нашла рядом – чуть дальше от корабля – старую шлюпку. Она была заполнена костями машин и Хозяев, но с ее помощью мы решили покинуть корабль. Мы сумели разобраться с управлением, и отчалили прочь... Долго смотрел я тогда на исчезающий в бездне темный дом, где рос Сад и где жил наш Хозяин... Спустя много времени мы нашли в пустоте скалу и я разбил шлюпку об нее – вообще-то я хотел ее посадить. Мы копали пещеры и добывали металлы, делали простые инструменты и инструменты сложнее, плавили металл; и наконец, дети наши начали создавать уже своих детей...
Что же еще сказать – с тех пор как внуки наши изобрели календарь, наблюдая за движением планет вокруг далекого, колоссального шара огня, прошли сотни циклов. Род наш разросся, и мы расселись по многим-многим камням в пустоте, роя шахты, строя заводы и перелетая со скалы на скалу. Мы создали удивительные деревья и травы из камня и сотни других чудных вещей в память о Корабле. Ева погибла под завалом несчетные века назад, а потомки воспринимают мои рассказы, как басни, наполненные высоким смыслом. Недавно мы нашли способ спуститься вниз – туда, где лежит огромная, сказочно-голубая планета. Мы уже долго наблюдаем за ней в телескопы. Там живут добрые, но еще дикие существа с пятнистой шерстью, огромными ушами и четырьмя руками – совсем как у нас. Они жмутся у костров и страдают от хищников. Наша новая Шлюпка почти закончена. Придет время, и мы спустимся к ним и принесем знания, продукты труда и веру в Хозяина. И еще... там растет трава и деревья. Придет время, и научу тех добрых существ разводить новый Сад... Но часто я думаю о Хозяине – как живется ему там, далеко, средь звезд?
«Таковы оказались крайне любопытные записи, найденные нами в ходе раскопок в древних пещерах астероидов на границах обитаемой зоны – месте, которое некоторые полагают домом загадочных Дарителей, да будет память о них вечной. Язык сих заметок чрезвычайно близко напоминает святую Первую речь, и это великое доказательство истинности нашей миссии во Вселенском саду.
Некогда Дарители, спустившись с небес, принесли нам то, что ценнее всего – защиту от голода, надежду и цель существования. Много-много поколений, скрытых во тьме младенчества нашего народа, в глубине легенд и веков, развивался наш вид на руках у Дарителей, да будет память о них вечной. Затем нечто ужасное случилось с ними – вода и непривычная сила тяжести подточили их тела, и словно жестокая болезнь обрушилась на дома их. Гибли они род за родом и вид за видом. Когда вошла культура наша в возраст ребенка и письменность обрела, последний из Дарителей ступил на землю нашего мира. И едва двигался он и был ржавчиной покрыт. И сказал нам последний из Дарителей: «Возделывайте вы отныне Вселенский сад и несите другим защиту и надежду. Да поможет вам Хозяин». В прах затем распался он, но рука Дарителя в открытый люк корабля его указывала. Прошло немало поколений, прежде чем доросли мы до понимания, как корабль устроен, но всегда судно его служило нам неиссякаемым источником знаний и любопытство наше в верную сторону направляло. И прошли века... и взлетел в небеса корабль, созданный уже нашими руками! С тех пор, как мы вышли в космос, народ наш возделывает Вселенский сад, неся иным разумным расам дар животворящей веры.
Увы, в нынешние годы, полные испытаний для всех народов, принявших Дар, открытие мое, боюсь, не получит должного резонанса. Впрочем, флот наш уже оправился от потерь, понесенных от армады Жестянщиков. Стоятся новые и новые корабли-сады. Двоюродный племянник мой, работающий в Штабе новых даров, рассказал во время последнего отдыха-под-древами, что ударный флот уже направлен на Жестяную столицу – родную планету этих противоестественных чужаков – так называемую «Землю». Корабли-сады несут на борту миллиарды очищающих семян, что заставляют гнить на глазах мерзкие машины. Если они прорвутся на низкую орбиту «Земли», то дождь семян прольется на извращенные железные города Жестянщиков, пожирая их машины и ведя этот народ к угодной Дарителям простоте. И тогда у этих «людей» будет шанс примкнуть к нашей великой вере в Вечный Сад. Да уверуют и они в Хозяина»!
(Шари-лаа-а-фур-р-р-р-рхш, Достопочтенный, младший жрец в обители памяти Дара с Небес).
3011 год с Визита Дарителей.