Невидимая
Девятой не везло. Какое-то время её место занимала небольшая планета по имени Плутон. Но потом обнаружили, что Плутон является лишь самой большой из карликовых планет, таких как Квавар, Седна и Эрида, которые обращаются во внешней части Солнечной системы, и, "побыв" в этом гордом звании немногим более 70 лет, Плутон потерял право называться планетой солнечной системы, перейдя, вместе с Эридой и Церерой, в новую категорию карликовых планет. Позднее американский астроном Майкл Браун даже написал об этом книгу "Как я убил Плутон и почему это было неизбежно".
Потом астрономы долгое время спорили, кого же пристроить на место девятой, но так и не пришли к единому мнению. Но свято место пусто не бывает, и в 2016 году тот же "планетоубийца" Майкл Браун вместе с коллегой Константином Батыгиным выдвинул гипотезу о существовании на задворках Солнечной системы еще одной планеты.
Теория эта возникла не на пустом месте. Учёные доказали существование "суперземли", которая должна двигаться по эллиптической орбите в поясе Койпера — малоизученной области далеко за Нептуном — области, где было обнаружено примерно две тысячи небесных тел - ледяные осколки материи, оставшиеся после образования Солнечной системы. Браун, исследуя пояс Койпера, искал другие транснептуновые объекты*, и открыл 27 небесных тел, в том числе карликовые планеты Седну и Эриду. Среди транснептуновых были аномальные,с сильно вытянутыми орбитами: их большие полуоси простирались на 250 а.е.*, вместе с тем ближайшие к звезде точки орбит находились в одной области. Эту странность как нельзя лучше и объясняло присутствие неизвестной планеты.
"Мегаземля", "Нарушающая порядок", "Толстушка", "Иосафат" - как только ни называли учёные неоткрытую планету. Про неё знали почти всё: размер - в десять раз больше Земли, орбиту, время и условия возникновения. И даже знали, в какую часть неба направить телескопы.. По всем признакам Она должна была там быть!
Но её там не было..
Расстояние от земли до предполагаемой планеты было ничтожно в космических масштабах. И при современной технике вполне позволяло увидеть её в телескопы. Однако сколько ни старались ее засечь взбудораженные своим открытием астрономы, а за ними и весь научный мир - ничего не получалось. Планета-невидимка словно издевалась над учеными-астрономами. Кричала - "Вот я – тут!!!" - на всех языках сложных рассчётов и формул, была абсолютной и не поддающейся сомнению постоянной во всех, много раз доказанных и подтвердивших свою состоятельность, построений. Она должна была быть
Но ее не было.
Над загадкой "Нарушающей порядок ", как ее успели неофициально назвать отчаявшиеся астрономы, бились лучшие умы человечества. Разрабатывались одна за другой новые теории - и отметались так же - одна за другой - неопровержимыми фактами. Весь научный мир, казалось, на время отложил свои дела, чтобы разгадать парадокс невидимой.
Если бы такую планету предположили где-нибудь в других галактиках, в миллионах световых лет от Земли, то ее видимое необнаружение можно было бы списать на расстояние, на несовершенство земных приборов, на неизвестные, неисследованные помехи от взаимодействия космических тел. Но эта была слишком близко, в нашей солнечной системе, на расстоянии вытянутой руки по космическим меркам. Ее нельзя было не увидеть.
Но ее не видели.
Ученый верит фактам. Все факты, кроме одного, главного - очевидности - были налицо. А значит, все-таки была ошибка. Как ни прискорбно было это осознавать двум астрономам, но их открытие не подтвердилось. Девятой - невидимой - планеты не было. Выяснить, где именно в их сто раз проверенные расчеты вкралась ошибка, будет длительной, рутинной и безрадостной работой. Конечно, со временем не они, так другие найдут ошибку. И это поможет в дальнейшем точнее производить расчеты и в будущем избегать таких вот разочаровывающих "открытий".
И эта работа, скорее всего, станет их основной на долгие годы. И она тоже важна, ведь курочка, как говорится, по зернышку клюет. Вот и их зернышко встроится со временем в копилку знаний и, может быть, когда-нибудь, поможет более удачливым астрономам открыть новую чудесную планету...
Горько было на душе у Константина, устало бредущего домой на пару часов короткого отдыха после очередной бессонной ночи в обсерватории, после очередной сотни бесплодных и уже безнадежных - он понимал - попыток, найти "Нарушающую порядок".
Завтра заседание совета, а потом пресс-конференция. Весь мир узнает об их провале. Он так и видел заголовки газет: "Химера", "Нарушающая порядок ничего не нарушила", "Толстушка похудела до анорексии", "Наши астрономы считают только до восьми". Но что для него общественное мнение?! Несоизмеримо больнее ощущение бессмысленности всех долгих лет напряжённой работы, лет полёта мысли и веры в мечту. Всё рухнуло.
Папа, ну ты же обещал, что мы пойдем в зоопарк! -
Маленький сын дергал собирающегося в выходной день опять на работу папу, за руку.
- Ты обещал!
Слезинки уже вот-вот покатятся из обиженных глаз.
Константин с грустью смотрел на сынишку. Ему хорошо, выплакался и полегчало. А ему даже этого не позволено. Плачь не плачь, а главное достижение его жизни, его девятая, оказалась химерой. И завтра на заседании совета ему придется сделать доклад и признать во всеуслышание то, что уже и так понятно - его планеты просто не существует. Они поспешили объявить о своем открытии всему миру, не предоставив главного доказательства - визуального наблюдения.
Сегодня воскресенье, выходной, в обсерватории никого не будет, и он может эти последние часы перед неизбежным признанием провести за телескопом - в очередной раз прочесывая то же пространство сантиметр за сантиметром.
Его усталый ум четко знал, что он ничего не найдет. Слишком много раз повторял он одни и те же действия. И слишком мало шансов, что он просто не заметил. Просто ее там не было.
Он знал, что ничего не увидит, но многолетняя привычка во всём доходить до совершенства, бороться до последнего , вынуждала его нарушить обещание, данное сыну.
Маленькие ручки отчаянно вцепились в его руку
- Папа! Папа В зоопарк!!!
- А, гори оно все пропадом, - с отчаянием подумал Константин. Пойдем, сынок...
Карие глазки мальчишки сверкнули радостью.
- Как же быстро у детей меняется настроение... - подумал учёный. Вот только чуть не плакал, а уже светится от счастья.
Они шли по зоопарку между рядами клеток и вольерами.
Лев гордо возлежал в клетке, вызывающий страх и уважение даже за железными прутьями. Обезьяны сосредоточенно вычёсывали друг у друга блох, или лазали вверх-вниз по самодельным деревьям. Павлины, распустив свои великолепные хвосты, важно вышагивали, время от времени ища что-то под ногами.
Отец с сыном подошли к террариуму.
В стеклянной клетке сидела большая ленивая лягушка. Рядом лежала здоровая дохлая муха. Лягушка, казалось, смотрела прямо на нее, но не двигалась, чтобы подобрать добычу.
Ну ты зажралась совсем - машинально подумал Константин.-
Но тут рядом с лягушкой мелькнула неудачно оказавшаяся не в том месте и не в то время, муха.
Раз - и неудачница исчезла в огромной пасти. А другая - мертвая - муха все так же лежала прямо перед зеленой хищницей.
?- Папа, папа,- заливался смехом сынишка. - Ты видел, как она ее поймала
- Константин застыл, как громом пораженный. Из глубин памяти, из полу-забытых школьных уроков всплыла фраза "Сидячая лягушка не видит неподвижных предметов".
Это была не теория, и даже не догадка. Это было, неизвестно из каких глубин, пришедшее знание: она - девятая планета - существует! Просто мы - как лягушки - не всегда можем видеть то, что существует, но просто недоступно нам в силу наших особенностей.
Кто мы такие, чтобы судить с полной определенностью об отсутствии чего-то только потому, что мы не видим этого в упор?! И все наши приборы, построенные по образу и подобию нашего несовершенного восприятия, ненамного совершеннее нашего зрения. А что, если существует что-то, что мы не видим, никак не можем увидеть, при всем нашем желании. Подобно тому как голодная лягушка неспособна увидеть неподвижную муху прямо перед собой. А что, если нам придётся - как это ни трудно - научиться видеть мир другим зрением, если мы хотим подняться над уровнем лягушки - даже если это займёт тысячу лет?
- Учёный уже знал, что он скажет миру на завтрашней конференции. Невидимая планета, "Нарушающая порядок" станет самым первым шажком человечества на новом, головокружительном пути познания самих себя.
Примечания:
a.e.: Астрономическая единица - расстояние от Солнца до Земли.
Транснептуновые объекты — те, что дальше от Солнца, чем Нептун.