Четыре глаза
Соммерс устал держать в пистолет. Рука начинала трястись от напряжения, но отвести кольт от дверей запасной лестницы на нижние уровни он не мог. В ушах стояли крики о помощи ученных и требования снять блокировку. Но запирание происходило автоматически. Искусственный интеллект сам оценивал опасность и принимал решение по ситуации. Охранники с первого этажа ничего поделать не могли. Обязанности позволяли только связаться с центральным офисом и не впускать живых людей на улицу, если те смогут взломать блокирующие двери и подняться наверх. Лифт также был деактивирован, а шахта и вентиляция перекрыты.
Хотя со стороны лестницы голоса людей не доносились, как и любые другие звуки, Соммерс продолжал целиться в дверь. Мольбы о помощи жутко его напугали. Каждое утро толпы ученых, техников, лаборантов и бог знает кого еще, проходили через пост охраны и показывали Соммерсу пропуски. Кто-то молчал, кто-то улыбался, кто-то здоровался, кто-то шутил, но почти все были отличными приятными парнями и девушками.
«- Сукин ты сын!!! Открой эту грёбаную дверь!!! Пожалуйста!!!» – кричал кто-то в белом халате и с залапанной кровью очками. Это произошло час назад – видеозвонок через мессенджер на личный номер телефона. В ответ охранник сказал, что ничем не может помочь, о ситуации доложил начальству, меры будут приняты в ближайшее время и сбросил вызов. Следом от бессильной ярости хотелось бросить смартфон. Звонили и по стационарному телефону внутренней линии. Запертые внизу кричали, плакали, просили что-то сделать, но слышали только стандартную отговорку.
Дверь стала расплываться, и Соммерс позволил себе закрыть глаза для отдыха, иначе в нужный момент не получится прицелиться. Пальцы стёрли с тёмной кожи пот и неприятное ощущение холодной влаги на лице. И тут охранник обратил внимание на странный шум похожий на мягкий шорох. Но доносился они не со стороны лестницы, а за спиной.
- Эй, приятель...
- А ну не двигаться! – крикнул он в ответ, оборачиваясь.
Шесть МП5 тут же зафиксировали красные точки на голове сотрудника охраны. Бывший полицейский от испуга решил, что неизвестные в чёрной боевой униформе, которые почти незаметно вошли в здание с улицы, это сотрудники S.W.A.T. Но знакомые знаки отличия на одежде отсутствовали.
- Опусти пушку.
- Положили оружие, не то вам головы прострелю! – закричал Соммерс.
- Просто брось пистолет, иначе...
- Иначе что? Угрожаешь? Думаешь, испугаюсь тебе череп снести?
- Последний раз говорю...
- Только попробуй!
- А ну заткнулись все!!! – заорал второй охранник. Двухметровый громила Бергер тоже целился в неизвестных в форме бойцов спецподразделений. – Кто вы?
- Антикризисная помощь. Вы сообщили о ЧП в лаборатории?
- Да... - нерешительно ответил Бергер и обратил внимание на едва заметную эмблему компании «Terra Infinitum». Такая же украшал стойку в холле, где работали охранники. Их белые рубашки аналогично отмечены эмблемой. – Вашу мать... Внизу людям нужна помощь, а из центрального офиса прислали что-то вроде отряда зачистки?
- Не только зачистки. Мы выполняем самую разную работу в зависимости от сложившейся ситуации, – ответил один из безликих бойцов, по всей видимости, являвшийся лидером.
- Ха, невероятно, – усмехнулся Соммерс, – По Интернету читал разное про «Terra Infinitum». Про борьбу за сферы влияния в мировом медицинском бизнесе, про взятки чиновникам, про эксперименты над людьми, про персональную армию. А я, дурак, не верил и успокаивал жену что это брехня.
- Это по-прежнему брехня, – ответил человек в чёрном и опустил оружие, – чтобы не случилось – нас здесь не было.
Стоявшие в холле люди так же перестали целиться друг в друга. Бергер подошёл к напарнику и встал плечом к плечу, демонстрируя гостям сплоченность службы охраны верхнего уровня. Лидер отряда снял шлем и балаклаву. Под ними оказался небритый мужчина лет тридцати. Во взгляде читалось спокойствие повседневной рутины.
- А теперь рассказывайте, что здесь произошло, – начал он.
- Серьёзно? – удивился Соммерс и посмотрел на такого же удивленного напарника. – Вам ничего не рассказал о произошедшем?
- Да.
- Слушай, как там тебя...
- Командир Бриггс.
- Так вот, командир Бриггс, объясни пожалуйста, почему крупная многомиллиардная корпорация является настолько тупой, что отравляет на задание подразделение вооруженной охраны и забывает рассказать зачем? Это типа проверка? Пытаетесь выяснить, что мы знаем, когда запахло жареным?
- «Terra Infinitum» опасается промышленного шпионажа, поэтому не сообщает всех подробностей, опасаясь слива информации. Аналогично вы работаете простыми охранниками в обычном городском медицинском центре. Чтобы никто не узнал о лифте, ведущем под землю к лабораториям. И да, местное подразделение только раз в месяц отчитывается центральному офису, опасаясь перехвата информации. Тоже самое касается камер видеонаблюдения, к которым у вас нет допуска. Теперь понятно, почему вопрос задал? – сдерживал раздражение Бриггс.
- Да. Но нам нечего ответить. Я и Бергер работаем только здесь. Внизу никогда не были. Только краем уха иногда слышал, о чём ученые болтают.
- И о чём же?
- Что-то связанное с изобретением бессмертия.
На пару секунд повисла тишина. Бриггс вздохнул и надел шлем.
- Ладно, мы спускаемся.
Командир повернулся к своим бойцам и что-то едва слышно сказал. Те подтвердили приказ и отправились к дверям лестницы.
- Для связи, – сказал Бриггс и протянул охранникам рацию.
От удара ноги двери с грохотом распахнулись. Члены отряда посмотрели вниз и убедились, что на ступеньках никого не было. Лабораторию опечатали раньше, чем кто-то из ученых успел сбежать. Стук ботинок нарушил мёртвую тишину. Шестеро человек спускались к месту, где втайне от посторонних глаз был построен научный медицинский комплекс. Один из многих по всей стране. Куда не могли проникнуть ни активисты-экологи, ни журналисты, ни правозащитники, ни шпионы конкурентов. Но лестничных пролётов было немного. Сооружение строилось с таким расчётом глубины, чтобы в случае чрезвычайной ситуации у ученых хватило сил подняться на верх.
- А вот и она, – сказал безымянный боец и указал на вертикальную опустившуюся дверь.
Он спрятала автомат за спину, подошёл к едва заметной панели ввода пароля и вставил ключ-карту. Но перед тем как ввести пароль посмотрел еще раз на командира и получил в ответ утвердительный кивок. Пальцы ввели сообщенный в центральном офисе пароль, затем автомат снова вернулся в руки. Остался последнее действие, которое отделяло внешний мир от неизвестной опасности, погубившей ученых. Палец нажал на кнопку «Enter».
Дверь с грохотом стала подниматься. На курках появилось едва ощутимое давление. Но в щели между полом и движущимся вверх препятствием не было видно очертаний ног. За дверью никто не ждал.
- Где все?
- Может прячутся внутри?
- Сейчас проверим, – ответил на вопросы командир и, не дожидаясь окончания медленного подъема, подошёл к расширяющемуся прямоугольному входу.
Бойцы отправили следом и нырнули за ту сторону металлической двери. Но вместо испуганных людей в белых халатах их встретило пустое помещение, где стояли торговые автоматы, гардероб, диваны, стенд с брошюрами и огромными телевизорами на стенах с каким закольцованным видео об успехах «Terra Infinitum». Но никаких следов борьбы и следов крови.
- Куда они запропастились?
- Не знаю, – ответил Бриггс и сжал автомат покрепче, – эй, кто-нибудь! Вы слышите? Мы пришли помочь! Не бойтесь, выходите! – закричал он, но в ответ телевизор радостно сообщил, что новые ноотропы от «Terra Infinitum» проясняют сознание и помогают работать мозгу на 100%. Других голосов слышно не было. – Ладно, будем обыскивать помещения. Начнём с этого коридора.
Дверь открылась и показала прямую дорожку по обе стороны от которой стояли помещения со стеклянными стенами. Офисная мебель и компьютеры подсказывали, что здесь находятся кабинеты для работы. Отряд пошёл вперёд, оглядываясь по сторонам. Глаза бойцов стали искать признаки опасности, кого-то живого или что-то ненормальное. Но мелочи говорили об обратном. Не было упавших стульев, разлитых кружек кофе, хаотично валявшихся канцелярских предметов и так далее. Будто ученые внезапно прекратили работу, но сделали это организованно, как ушли на обед. Бриггс догадывался, что ЧП произошло не здесь. Работавшим за отчётами сообщили о произошедшем, а те ушли к месту событий. А событие изначально показалось рядовым или опасность не была оценена.
- Командир, я что-то слышу, – отрапортовал один из бойцов.
- Где?
- Справа. В том кабинете, где скелет человека. Слышите?
- Нет, – Бриггс напряг слух, но за фоном звуков работающих системных блоков и вентиляторов, не смог выделить что-то постороннее, – но пойдём, проверим.
Шестерка вооруженных людей свернула в стороны и пошла вдоль одинаковых помещений, где ещё недавно ученые писали многочисленные служебные документы. Бриггсу захотелось почитать последние строчки какого-нибудь, но передумал. Непонятные звуки уловили и его уши. Шедший впереди боец дошёл до стеклянного кабинета и на секунду замер. Затем поднял автомат к глазам и стал целиться куда-то вниз. Командир тут же ускорился, обошёл остальных и встал рядом.
На полу сидела девушка и тихо всхлипывала. Красное лицо закрывали руки. Похоже что Анна Хайдфильд, как указывал бейдж на белом халате, устала плакать. И сейчас выдавливала последние капли отчаяния. Командир отряда обратил внимание лежавшую рядом перевернутую фотографию и сделал шаг чтобы подобрать её. Девушка услышала шум и вздрогнула. Заплаканные глаза повернулись к толпе людей в чёрном.
- Всё в порядке, не надо...
Но девушка, будто одичавший ребёнок, впервые увидевший людей, стала отползать в сторону от неизвестных, пока не упёрлась в стенку.
- Стойте, Анна, не бойтесь, - сёл на корточки один из бойцов и снял балаклаву. Под ней оказался совсем молодой парень с доброй улыбкой, - вы в безопасности. Мы пришли помочь.
Но девушка в ответ с непониманием смотрела, то на парня, то на остальных бойцов. Её взгляд был потерянным. Или же учёная не понимала, как автоматы связаны с помощью.
- Что здесь произошло? Можете рассказать, куда делись другие ученые?
- Кто этот человек на фото слева? – Бриггс протянул подобранную фотографию, где седовласый учёный, со счастливой улыбкой пожимает руку рыжему голубоглазому парню. В учёном он опознал главу лаборатории, но второй был неизвестен. И, судя по застиранной футболке и джинсам, точно не был местным сотрудником.
- Нет, нет!!! Нужно бежать!!! Он всё ещё жив!!! – закричала Анна и стала в ужасе отворачиваться от фотографии.
- Скажите, куда делись остальные ученые? – более агрессивным тоном спросил командир.
- В лабораториях... Загорелись красные огни, голос сказал о биологической угрозе и дверь опустилась... Они шли на помощь, но остались с другой стороны... Они были кулаками и кричали... А я осталась снаружи... Ничего не могла сделать... Ничего... - взгляд девушки снова стал пустым. Голова в бессилии уперлась в колени.
- Голдман, попробуй её в чувства привести, – скомандовал командир, обращаюсь показавшему лицо парню. Затем повернулся к остальным, – похоже, умники заперты не здесь. Это грёбаное подземелье разделено на две части. В одной находятся помещения для бумажной работы, а в другой – лаборатории с экспериментами. Произошёл инцидент и сидевшие в кабинетах ушли на помощь. Затем ИИ запечатал обе секции. Девчонка оказалась здесь, а остальные в лабораториях. Так... Ищите вторую дверь, она должна тоже открыться ключ-картой. А я пока сделаю звонок на первый этаж.
На вызов по рации и просьбу спуститься вниз, чтобы забрать выжившую, охрана ответила отказом. Бергер напомнил, что ему платят только за работу у входа в здание, а вниз даже под дулом пистолета не спустится.
- Командир, здесь тяжелая ситуация. Она ничего внятного сказать не может. Или твердит что «он» или «они» вырвались и стали убивать.
- Тогда пусть врачи разбираются. Охранники спускаться боятся, поэтому придется самому проводить или отнести её наверх. Приказ ясен, Голдман?
- Но вторая дверь...
- Сейчас найдём, снимем блокировку и будем ждать твоего возвращения. Затем вместе войдём внутрь. Теперь устраивает?
- Да...
- Не слышу!
- Да, сэр!
Девушка отказывалась подниматься на ноги и покидать комнату, которая казалась иллюзорной защитой от любых несчастий. Но Голдман, как бывалый медик, успокаивающим голосом убедил пойти с ним в более безопасное место. Вид незапертого выхода заставил вздрогнуть учёную. Осознание отсутствия препятствий на пути к спасению будто стал сигналом к возвращению рассудка.
- Кто вы? – неуверенно спросила она, делая первые шаги на лестнице.
- Зовите просто Джон, – улыбнулся парень, – а тебя зовут Анна?
- Да...
- Приятно познакомиться! Не переживай, всё будет хорошо. Считай, что компания уже оплатила внеочередной отпуск и подписала чек с компенсацией за причиненные страдания.
- Нет... Я это заслужила... Мы создали нечто ужасное...
- Это как-то связанно с бессмертием?
Девушка остановилась и испуганно посмотрела на Голдмана. В глазах читалось негодование от утраты секретности работы.
- Как вы...
- Не имеет значения. Просто расскажите обо всём произошедшем. Как связана гибель ученых и работа над вечной жизнью? – сказал Джон, меняя улыбку на серьёзность.
- Это будет трудно объяснить.
- Просто попробуйте. В лаборатории создали человека, которого нельзя убить?
- Нет. От смерти нельзя отказаться, – с печальной улыбкой произнесла Анна, – потому что это дар. Смерть – самый важный инструмент эволюции. С помощью неё, существа с вредными мутациями умирают, не оставляя потомства, а полезные продолжают жить. Естественный отбор помогает слабым и бесполезным исчезнуть, а лучшим идти вперёд. Так появился человек разумный. Люди стали царями Земли именно благодаря смерти. Смерть это источник нашей жизни. И мы совершили ошибку, когда решили осквернить принципы природы. Поэтому заслужили месть...
- Ну есть же существа, которые живут очень долго. Типа черепах. Или этого... Дерева... А! Секвойя! Она же тысячи лет растёт!
- Дерево не животное. Да и секвойя не бессмертная. Хотя когда-то мы начинали именно с подобных экспериментов. С помощью крионики замораживать человека до состояния «бревна» и потом пробовали оживить заново. Хотя после череды неудач, положительный эффект был достигнут, главная проблема оставалась нерешенной. После «воскрешения» человек продолжал стареть. Анабиоз не продлевал жизнь, а просто ставил её на паузу.
- Тогда может клонировать человека? В каком-то фильме видел, как человеку создают клона, переписывают память, а в случае смерти клон занимает освободившееся место. И никто не замечает подмены.
- Это не продление жизни, это убийство. Ваше тело как боевая машина, прошедшая через многие войны и научившаяся бороться со многими известными болезнями. Иммунитет это доспехи, щит и меч в одном лице. А клон это беззащитный младенец, которого нужно уберегать от любого болезнетворного микроба из-за отсутствия иммунитета. Поэтому технология переписывания памяти, даже если бы она существовала, не сделает большой услуги в борьбе за продление жизни. Копия из пробирки проживёт недолго. Но вы, Джон, думаете в правильно направлении.
- О чём вы?
- Глава лаборатории решил добиться бессмертия, изучая примеры в живой природе. И один организм привлек пристальное внимание и стал вдохновением для дальнейшей работы.
- И что это?
- Амёба.
Голдман рассмеялся и поскользнулся на ступеньке.
- Амёба? Вы серьезно? – смеялся Джон.
- Да, - без улыбки ответила Анна, - понимаю, это странно звучит. Но амёбу можно считать бессмертным организмом. Всё дело в бесполом размножении. В школе должны были проходить деление клеток. Ядро удлиняется, появляется поперечная бороздка и затем происходит разделение на два ядра. Тоже самое происходит с телом амёбы.
- Помню, конечно. До сих интересно, какую амёбу нужно считать «мамой», а какую «сыном».
- В том то и дело, они обе «мамы». Каждая новая клетка получается наследственную информацию от предыдущей, создавая точную копию. И так продолжается до бесконечности. Простейшая стратегия выживания. Поэтому, если зачерпнёте в болоте воду и найдете в кружке амёбу, то есть большая вероятность, что смотрите именно на амёбу жившую на планете четыре миллиарда лет назад.
- Ничего себе...
- Именно. Эта способность очень заинтересовала нас. Клону нельзя передать свою память, нельзя наследовать и ребенку, даже просто на флэшку нельзя записать весь набор информации от рождения до настоящего времени. Но при создании точной копии ситуация иная. Есть вероятность, что при бесполом размножении, копия получит не только иммунитет, но и весь набор данных мозга. То есть появится идентичная личность номер два. Можно на каком-то этапе создать клона и заморозить его. Когда хозяин достигает старости и умирает, то его место займёт молодой запасной вариант с личностью того же человека. И так можно создать бесконечное количество копий и последовательно оживлять их со смертью предыдущей.
- Интересно звучит. Но разве человека можно скрестить с одноклеточным? – произнес медик будто в шутку.
- Бесполое размножение встречается не только среди простейших, но и у многоклеточных организмов. Например, у некоторых видов медуз и других кишечнополостных.
- И вы решили внедрить бесполое размножение человеку?
- Да.
- И какой был результат?
- Генетическое внедрение прошло успешно.
- Та фотография на полу, которая лежала рядом... Голубоглазый парень с рыжими волосами...
- Да, он был испытуемым добровольцем. И...
В гарнитуре Джона зашипели помехи.
- Голдман, ты где? – раздался в ухе голос Бриггса.
- Почти поднялся наверх. Сейчас передам Хайдфильд под защиту охраны.
- К чёрту! Быстро спускайся! Дверь во вторую секцию только что открылась! – закричал командир.
- Но вы сказали...
- Кто-то открыл её изнутри! В лаборатории, похоже, есть выживший. Надо было не снимать блокировку...
- Я бегу обратно!
Медик повернулся к девушке и по лицу понял, что она всё услышала.
- Пройдите ещё пару пролётов и увидите дверь. Там будут ждать охранники с оружием. Их оповестили по рации, поэтому ничего не бойтесь. Скоро приедет подкрепление и заберёт всех. Удачи! – попрощался Голдман и побежал.
- Стойте, Джон! Я не сказала самого главного! – закричала вслед Анна.
- Потом расскажите, - улыбнулся боец и помахал рукой на бегу.
- Погодите! Вы должны послушать! Чтобы завести потомство, мужчина должен найти девушку, заняться с ней сексом и через девять месяцев должен родиться ребёнок! Но в бесполом размножении это работает не так! Мы понимали, но не учли одну деталь!
- Не имеет значения!
- Джон, мужчина думает о сексе в среднем девятнадцать раз в день!!!
Медик остановился. Он услышал громкий женский плач наверху. По коже пробежали мурашки. Слова Хайдфильд сложились в голове в одну безумную картину геометрической прогрессии.
- Понимаете, - говорила она сквозь слёзы, - другого выбора не осталось. Мы просто хотели сократить численность. Но «он», то есть «они», были против.
Джон продолжал стоять без движения. В горле пересохло. Пальцы стали подрагивать.
- Командир, вы меня слышите? Это Голдман. Ситуация изменилась. Слышите? Ответьте!
- Эй, а ну назад! – раздался голос в гарнитуре. – Все положите оружие! Бросайте ножки стола, карандаши и остальное! Кому сказал? Отошли немедленно! Твою мать, огонь!!!
Где-то внизу послышался гул автоматных очередей.
- Командир Бриггс, что происходит? – кричал в гарнитуру медик.
- Джон, отставить! Возвращайся на первый этаж! Здесь их целая толпа! Тот рыжий парень с фотографии... Тут сотни его клонов! Мы отступаем....
- Нет!!! Нельзя отступать! Нужно перестрелять этих людей пока не поздно!
- Это уроды, а не люди!!! У некоторых по два рта, два носа и четыре глаза! Какого дьявола здесь творится?
- Наказание за осквернение...
- Что?
- Не важно. Просто стреляйте, пока есть патроны.