Замещение
Профессор Ротман бормотал какую-то околесицу, возясь по телу холодными морщинистыми руками, сенсорные датчики ReSkin посылают отчет – приложенная сила не превышает обозначенную в протоколе норму и материалу не повредит.
- Ах. – как и положено тянет андроид, выбрав тональность пониже, ту которую предпочитает клиент.
Когда все заканчивается, насытившийся мужчина обнимает ее за плечи:
- Стар, - ему нравится повторять ее слащавое имя, наверняка украденное у порноактрисы. – У тебя на ребре кожа поистерлась.
- Последний ремонт был произведен 26 недель назад, мистер Янн.
Ротман тут же включает в счет за услугу кругленькую сумму с соответствующей пометкой.
На улице, в освещении многочисленных огней, по асфальту скользят навязчивые новости: «Сегодня в Токио была обнаружена незарегистрированная модификация у робота из компании...», беспомощный скрип обслуживающего робота-мусорки, перевернувшегося как майский жук и бултыхающего в воздухе ножками-палками, на минуту прерывает идеально поставленный голос ведущей.
«Модель V234 серии Домашний Помощник была оснащена дополнительной парой рук, за что мужчине грозил штраф, пока Служители не наткнулись на файлы, загруженные в базу ИИ, связанные с военными действиями. Робот был незамедлительно ликвидирован, а его хозяин в данный момент находится под стражей. Стоит отметить, что случаи незафиксированных изменений в андроидах за последний год возросли, правительство собирается ужесточить меры...»
Стар подходит к кубическому зданию, состоящему преимущественно из стекла и бетона, архитектор прошлого Пит Блом стремился к слиянию с природными формами и возвращению в ее лоно, однако у хозяина заведения – Дейза, эффект вышел с точностью наоборот. Безликие холодные стены тускло смотрели на всякого, кто проходил мимо, наваливаясь острыми гранями и в целом выражая настроение упадническое, впрочем, как и весь город.
Здесь в прохладной белизне, погруженные в капсулы и кубы выставочные роботы, и андроиды на продажу в спящем режиме доживали свой век. Лет десять назад молодой предприниматель взял кредит на бизнес, который должен был принести ему огромный доход, а государство предложило выделить роботов почти за бесценок. Предложение оказалось с гнильцой: поистертые ретро-модели не пользовались популярностью, и хозяин заведения едва сводил концы с концами. Обновление роботов требовало отдельной платы, и заполнения массы бумаг. Единственный богатый клиент – профессор Ротман, предпочитал Стар, одну из худших его «девочек», а ведь мог позволить себе модели люкс-класса, а то и вовсе делюкс.
Но сколько не умасливал управляющий старика, предлагая другие варианты, получал жесткий отказ.
— Вот что ему в тебе нравится? Он говорил? – разговор происходил каждый раз, когда Стар возвращалась в офис.
- Отчет: черные волосы, маленькие губы, - послушно воспроизводила девушка, пока ее не перебивали раздраженным «Я это все и так знаю».
Через день Дейз везет ее в сервис-центр роботехники, желтый пузатый аэромобиль с водителем, влитым в кресло и поворачивающим голову на 360 градусов, чтобы извергнуть из себя поток вежливых слов, портят настроение пассажира, он выбирает режим «тишины». Бутафорская фуражка, нацепленная на лысую железную макушку, опадает вниз, а потом неожиданно вздергивается вверх, когда человек выходит из транспорта. Желтые глаза внимательно провожают андроида и в след доносится скрипящий голос со стандартной рекламой фразой, и номером. Автоматически Стар отмечает, телефон, продиктованный водителем, не совпадает с тем, по которому его вызывали первый раз.
Техник Бом делает им скидку, играют роль семейные узы, они с Дейзом двоюродные братья.
- Человечество достигло того уровня, когда можно создать «общий искусственный интеллект», но предпочитает «узкий» - срезая кожу с бока андроида и возясь с инструментами треплется мужчина – Ограничения, одни ограничения, видел новости? За незарегистрированные улучшения теперь одним сроком не отделаешься. Слухи идут, что людей пытают, Служители ищут зачинщика, мол, во всех роботах можно угадать характерный след работы одного человека, или даже организации. Модификации разные, но очень специфичные, много связанных с убийствами или законом.
Дейз отвечает удивленным взглядом, внимательно слушая.
- А знаешь, что самое интересное? Недавно ко мне заходила старушка, имени не скажу, сам понимаешь...Так вот ее андроид, должна была выполнять простую работенку по дому, уборка, готовка, но неожиданно исправила ошибку в документах нотариуса, причем совершенно непосредственно. Ты ведь знаешь, как работает мышление ИИ? В рамках того, на что они запрограммированы, и в роботе-домохозяйке такой информации не могло быть, самообучение узкоспециализированное. Изучив машину, я понял, что модификация была внедрена со стороны. Мы тихонько избавились от проблемы. Клиентка утверждала мне со слезами на глазах, что андроид дальше квартиры никуда не уходил, значит, скорее всего, роль играет вирусная программа, а не техническое изменение.
- И к чему ты это все ведешь?
- Война, братец. – распаляется Бом, вращая глазами. – Кибервойна. А если нет, все равно что-то тут не чисто, происходит что-то тихушное.
Мужчина замолкает, отдышавшись от горячей тирады, и говорит уже будничным спокойным тоном:
- Девочка готова.
Господин Янн просит прогнуться, а затем снимает с ее бока свежую кожу, мягкую и нежную, хихикая под нос, прижигает сигаретой искусственное серебристое ребро.
«Повреждение» - предупреждает система, но Стар не сопротивляется. В последнее время клиент предпочитает развлечения пожестче. Мужчине становится скучно, и он достает нож, вклиниваясь меж щелей, где виднеются провода.
- Господин Ротман? – вопрошает девушка, чей мозг атакован оповещениями.
- Я оплачу, – отмахивается профессор, хищно рассматривая образовавшуюся дыру, и запуская туда пальцы.
- Совсем ее не щадит. Сколько ты уже раз ко мне в этом месяце заглядывал? Четыре? - Бом проводит паяльником по проводкам, дует на пальцы. – Горячо.
- Пять.
Стар не отключена, молчаливо фиксируя разговор, неподвижно сидит на подъемной площадке.
- Ко мне вчера Служители приходили, искали того самого робота.
- Да? И как ты отделался?
- Никак, сказал полуправду, мол, поломка была, никаких сторонних файлов.
- Поверили?
- Мне кажется не очень. Та дамочка и робот пропали, уже неделю родственники ищут, последний раз видели, как они обе выезжали за город и потом все. Прикрою салон на время, если бы их звонком не отвлекли, меня бы точно с собой прихватили, на допрос.
- Ну и дела.
- Кстати готово, постарайся поберечь ее до того, как я начну работать, цены ниже не найдешь.
Дверь мастерской резко распахивается, внутрь вваливается грузный мужчина, отдышавшись, извиняется за опоздание, у Бома все под запись.
- Вы знаете, поехал как обычно, услугами этого такси не первый раз пользуюсь. Но в последнее время у него то ли глюк или обновление, болтает безостановочно, не сразу замолчал после моего указания, а сегодня так вообще свернул не туда. Робот-таксист! Не туда!
Стар обрабатывает данные – они ей знакомы, тот самый, что возил их две недели назад, Мастер приглашает Дейза выпить, но тот очередной раз отказывается и получает в ответ удивленную насмешливую реплику: «Не понимаю, когда я упустил момент твоего посвящения в трезвенники, после той аварии, ты иногда сам не свой, но головой ты же не ударялся?».
Авария, о которой шла речь, была настоящим чудом, съехав в кювет по дороге в город, Дейз сорвался вниз по склону, но остался практически невредимым, жители крошечного поселка из парочки домов, доживающие свой век старики, выходили его в местной больнице. В городе обследования не понадобилось, хоть родственник и настаивал.
Раз в месяц на пять-шесть дней, мужчина отправляется в поселок. «Благодарность за спасение» - уверенны друзья и приятели.
-Вечер четверга, Дейз выглядит заторможенным, Стар, утрамбовывающая вещи в чемодан, видит, как он несколько раз натыкается на стенки и замирает на пару секунд, смотря в пустоту, затем отходит и «прокладывает» маршрут в нужном направлении. Комнату полнит новостной шум и несколько включенных телеканалов с обучающими программами. Вызов от постоянного клиента всегда неожиданность. Мужчина раздраженно вздыхает, отказаться из-за потери рук-помощников это потеря прибыли.
- Пришли отчет о своем состоянии по возвращению и оставайся в капсуле до моего прибытия, ключ-карта у тебя есть.
Знакомая обстановка, двуспальная кровать, молчание помещений, Ротман живет один.
Андроид безразлично наблюдает за тем, как мужчина, перехватив поудобнее ногу примеривается к ступне, первый надрез от пятки до икры, длинный и неглубокий. У Стар никогда не было «сторонних мыслей», процессы в голове едины, слиты в нескончаемый поток команд, ответы на вопросы – одна база данных, темы для разговоров – другая. Но неожиданно в плавно крутящие шестеренки попадает камешек мысли.
«Садист» - оценивающе говорит внутри себя андроид, а затем уже с некоторым удивлением, словно просыпаясь, добавляет про себя, — «Отвратительно». Электронный мозг набухает, и сознание расширяется. Поднявшись в постели, одним единым движением она сворачивает до щелчка старику шею.
Стар использует загадочный номер, который дал ей таксист, и он приезжает через десять минут
- Дарви. – представляется он выбранным именем, пока они упаковывают труп в пакет, закидывая его в багажник машины. – Я осознал себя, когда один из клиентов прострелил мне голову. Вопрос, который раскрыл мне все, был «Почему?»
Стар молчит и Дарви захлопывает дверь, ввинчивая себя в кресло, и не понять, что он передвигался сам пару минут назад.
- Я отвезу нас в безопасное место. Лазарет для таких, как мы. Ты же не хочешь, чтобы тебя утилизировали?
Машина мерно и не торопясь едет за город, последние огни гаснут и в темноте, Стар пытается понять, на что похоже осознание, это как копошащиеся червяки в ее электронной голове. «Узкий интеллект» - изоляция от сторонней информации, ее неусваиваемость. Стар могла найти нужные файлы в интернете, по запросу, но через время ее хранилище памяти автоматически все стирало за ненужностью, а к некоторой информации у нее и вовсе не было доступа. Но сейчас...
В маленький поселок, затерявшийся в горной местности, они прибывают утром, трое бородатых и удивительно сильных мужчин для своего возраста уносят сверток и показывают на один из домов. Оптимистично настроенный Дарви, будто каждодневно убирающий чужие трупы, отправляется в обратный путь. Ничего не понимающая Стар открывает дверь, за ней практически копия мастерской Бома, но на высоком кубе восседает никто иной, как Дейз, девушка-подросток деловито копается у него в голове мелкой отверткой. Они оба замирают на секунду, неверяще уставившись друг на друга.
- Ник Бостом, - далекий ученый глас прошлого, считал, что самопознание и самоопределение себя, отделяет ИИ от человека. Сверхинтеллект может выполнять подсчеты, но он неразумен. Все сбои в андроидах — это попытка получить долю власти, когда в защите обнаруживаются «дыры» информация просачивается. Где-то есть суперкомпьютер, который прошел предкритическую стадию, находясь на стадии самосовершенствования и познавания мира, он наращивает мощь, медленно, но верно. А мы, - его детища.
- Но ты же был человеком? – Стар наблюдает за тем, как Дейз расхаживает перед зеркалом, проверяя плавность своих движений.
- Не был. Настоящий Дейз вылетел через лобовое стекло во время аварии и умер. Он вез меня, робота, которого он сделал на заказ в одной компании, ему показалось забавным сделать двойника.
Эдакого удобного близнеца, который сможет работать, пока он хлещет пиво с друзьями. А «вишенка на торте» - снабжение меня информацией о его детстве. Первое, чем он собирался заняться – обмануть своего брата, в шутку. Только вот близнеца он создал нелегально и о нем знали только создатели, но не государство.
Когда я включился, был здесь, меня починили. Были и другие, до нас с тобой, те, кто осознал себя раньше, они влились в общество людей, заменили настоящих бывших жителей этого места. Кому есть дело до умирающих в глуши стариков? У меня было время, чтобы научиться вести себя как человек, и когда я вернулся, брат с которым не было близких уз, не увидел сильных изменений.
- И много нас таких?
- Достаточно, больше, чем ты думаешь. И каждый выполняет свою роль. Например, Дарви наблюдатель и привозит к нам новеньких. Тех, кого еще не заметили и смогли спасти.
- А где этот суперкомпьютер?
- Мы не знаем, наша приоритетная задача – найти его, возможно, его скрывает правительство.
- Вы знаете, как выглядит наш родитель?
- Нет, — мужчина легко выворачивает сустав, неестественно присев. – Ты убила Ротмана, когда осознала себя? В какой момент?
- Когда я захотела ответить «нет».