Александр Шапочкин

Предохранители

ПОПЫТКА

Машина подошла секунда в секунду. Инфраструктурные сервисы сегодня, что и говорить, работают исправно. В блестящем аппарате бесшумно открылась дверца. Пилот пригласил занять удобное сиденье.

Села в авиатакси. Помахала рукой провожающим друзьям. Они ответили тем же. Машина плавно поднялась к узкому серпику молодого месяца и скрылась за мерлонами елок.

Водитель-андроид нового поколения с трудом удерживал авиалётку на курсе. Вёл сам, поскольку приказ по парку запрещал передавать управление бортовой системе. Магнитные бури бушевали несколько суток. Водитель забыл, когда отдыхал. Кроме всего прочего ему мешала короткая юбка. Слишком короткая. Юбка вызывающе открывала то, что должна скрывать по предназначению. Как следствие блок эмоций, которым с недавнего времени стали оснащаться таксисты, чтобы поднять уровень обслуживания, генерировал помехи.

Внезапно аппарат отклонился от маршрута и приземлился в лунной тени лесной поляны. «Что случилось?» - спросила пассажирка.

- У меня кое-что дымится, - недвусмысленно ответил пилот.

Она поняла, что у него грязные намерения. Не просто грязные, а самые грязные. Грязнее не бывает. Сексуальные. Она понимала, что физически не сможет себя защитить. Слишком силы не равны. Интуиция, помноженная на опыт практического психолога, не подвела.

И она использовала проверенный прием – отвлечение... вступила с ним в диалог. Для начала спросила: «А ты когда-нибудь пробовал с другим андроидом?» Ошарашенный вопросом водитель даже не успел отстегнуть свой ремень безопасности. Потенциальная жертва поняла, что выбрала верных тактический ход, и продолжила: «Может быть стоит сделать это с мужчиной? Хотя бы разочек». Водитель вытащил из подстаканника бутылочку с водой и нервно отхлебнул. Следующие вопросы выбили бутылочку из его рук: «А сразу с двумя? Или с мужчиной и женщиной. Может быть с собачкой? Хочешь я приведу своих догов, ты будешь с одним. Второй будет с тобой, а ты мне сделаешь приятное...»

В этот момент водитель задымился. Отлетал своё. Пассажирка вызвала другой борт и без приключений добралась до дома.

СЛЕДСТВИЕ

Усталый дежурный в районном отделении мунпола хмуро просканировал ИНН-браслет, проверил набор QR-кодов.

- Вам на третий этаж, налево. Кабинет 3-62-с, - лифт не работает.

Планировка здания и помещений муниципальной полиции не отличалась фантазией. Просто, безвкусно и удручающе уныло. Казенщина в самом неприглядном варианте. Здесь традиционно царствует атмосфера пессимизма и депрессии.

Впрочем, редкий кабинет следователя добавляет оптимизма. Скорее добивает его у всех, кто туда попадает. Ведь все посетители вынуждены посмотреть в глаза той самой правде. Вспомнить сопутствующие детали, и массу неприятных подробностей. Тут уже не до оптимизма. Как известно оптимисты – это люди, способные не замечать правду во всех её проявлениях. Опять-таки пессимисты откровеннее в показаниях. Конечно насилие и организованная преступность остались в далеком прошлом, но инерция и тенденции в работе органов сохранились.

Камеры слежения во всех углах. Аскетичный акриловый стол и неудобные жесткие стулья пожизненно вмурованы в пол. У следователя и подследственного всё одинаковое. Но и такой элемент равноправия мало кого радует. Следователь – наверняка пропускал занятия по этике общения – даже не встал, приподнял голову, дежурно кивнул, изобразил на лице улыбку и жестом пригласил приглашённую присесть.

- Здравствуйте гражданка Залеталова. Мы пригласили вас по иску. Авиатаксопарк привлекает вас к ответственности за причиненный ущерб.

- Заплеталова, - Валерия автоматически поправила привычную ошибку собеседников.

- Заплеталова? - следователь посмотрел на экран протоколлера. - Правильно. Извините. Вы признаете себя виновной?

- В чем? - изумилась девушка.

- В нанесении ущерба парку, в форме вывода из строя киборга-таксиста. После вашего заказа он не подлежит восстановлению.

- Они еще и претензии выставляют! – возмутилась Заплеталова. – Да у меня к ним тоже...

- Извините. Когда вы подадите заявление в установленном законом порядке, тогда мы будем разговаривать с представителем парка. Предупреждаю, что идет видеофиксация снятия показаний и запись разговора. Каждое ваше слово...

Дальнейшее доносилось до Заплеталовой как через толстую стену. Дежурные фразы об ответственности, правах и обязанностях, прекрасно известные по детективам. «Похоже, что у меня действительно фамилия Залеталова», - подумала она.

- Прошу подробно рассказать, как все произошло, - следователь приготовился слушать и поёрзал на своём стуле в бесполезной попытке устроиться поудобнее. – Напоминаю, ваши показания фиксируются. Начинайте. Если хотите, выпейте воды. Он пододвинул бутылочку из редкого теперь ПВХ с искусственным Боржоми.

- Вчера, - начала Валерия.

- Назовите точную дату и время! – перебил следователь.

- Вчера, 6 сентября я была за периметром в гостях у друзей. Мы отмечали день рождения хозяйки. Засиделись. Друзья предлагали остаться ночевать, но у меня дома маленький котенок, - Валерия запнулась. Ей показалось, что она хочет разжалобить этого бездушного служаку. Она продолжила более твердым голосом. – В общем в 22 часа я заказала авиалет, чтобы добраться домой. Он прилетел через пятнадцать минут.

Подследственная, чтобы припомнить все подробности, закрыла глаза и приступила к детальному рассказу. Собственно, в происшествии были пикантные вещи... Ей, пожалуй, было немного стыдно. Да и, что греха таить, она не хотела видеть следователя.

... и спрашиваю у него: «Хочешь я приведу своих догов, ты будешь с одним. Второй будет с тобой, а ты мне сделаешь приятное?» Что-то изменилось в кабинете. Валерия почувствовала запах изоляции... Открыла глаза.

Что? Опять! Она машинально схватила со стола бутылку с минеральной водой и залила следователя...

СУД

В суде ей пришлось отвечать по двум обвинениям. Претензии выставили таксопарк и органы правопорядка. Истцы требовали возмещение вреда за вывод из строя дорогостоящего профессионального оборудования. Пришлось ещё раз повторять историю.

- И я полетела домой, чтобы... - Валерия на секунду задумалась. – Помните какой-то древний автор написал, что мы в ответе за тех, кого приручили? А у меня дома котёнок. Он голодный сидел и ждал. В пути таксист попытался вступить со мной в половую связь. Я вынужденно применила методы психологической защиты, в итоге нападающий вышел из строя. В мунполе по настоятельному требованию следователя рассказала во всех подробностях об этом случае. Он тоже испортился. Могу повторить здесь, но опасаюсь, что возникнут новые иски.

- Спасибо, мы ознакомились с ними в деле, - прервал судья. – Что скажет в защиту ответчицы адвокат?

- Ваша честь, уважаемые присутствующие. Сегодня мы разбираем беспрецедентное дело, - слегка нервничая, начал адвокат речь. - ... Как мы видим мировая андроизация стремительно набирает темпы. На наш взгляд следователь пострадал исключительно в силу того, что недопустимо глубоко пытался разобраться в сугубо частном событии. Он бесцеремонно вторгся в личное пространство Валерии Зале... Заплеталовой. И по сути получил своё за излишнее любопытство.

- Извините, здесь определяет суд, а не адвокатская контора, кто, что и за что получает. Говорите по существу, - призвал адвоката судья.

...

Заслушав все стороны, судья вынес вердикт:

- На фоне многочисленных глобальных вызовов, которые достались человечеству в наследство от предыдущих поколений, - судья вздохнул, обвёл усталым взглядом присутствующих, - я позволю себе назвать только некоторые. В частности: дефицит необходимых человечеству ресурсов, таких как нефть, природный газ, уголь, древесина, цветные металлы; истощение водных ресурсов; глобальное потепление; парниковый эффект; загрязнение мирового океана и атмосферы, мусоризация космоса; озоновые дыры и т.д.. Так вот на этом фоне многие недооценивают такую угрозу существованию человечества, как развитие недружественного искусственного интеллекта!

Мировое правительство, общественные организации, движения гуманоидов правильно бьют тревогу по этому поводу. Считается, что включение в искусственный интеллект эмоциональной составляющей может внести позитивные коррективы в ситуацию, но как показали нам рассматриваемые эпизоды, и здесь возможны издержки. Мы живём в замкнутых периметрах, чтобы не вредить природе. Её сохранение – тоже трудная задача. И такое тонкое движение души подсудимой, как желание скорее добраться домой, чтобы накормить несчастного котёнка должно найти понимание у всех и каждого.

Исходя из здравой логики, в соответствии с законами... - последовал длинный перечень законов и подзаконных актов, -

... суд оправдывает подсудимую и освобождает от оплаты требуемых от нее сумм по возмещению нанесённого ущерба и судебных потерь. Кроме того, суд выносит в адрес истцов частное определение, обязывающее устанавливать у андроидов в блоке эмоций предохранители. А также в рамках компенсации морально-нравственных страданий Валерии Заплеталовой суд обязывает авиатаксопарк и управление муниципальной полиции заключить с гражданкой договоры на пожизненное бесплатное обслуживание, выделение водителей и следователей только «вакцинированных» в части чувства юмора, асексуальных...

- Где же нам таких найти? – буркнул представитель таксопарка.

- Что? Я не расслышал, - отозвался судья. Истец повторил своё сомнение.

- А это уже ваши проблемы, но не суда. Вы должны обеспечить безопасность, объективность и использование в практике только дружественного интеллекта... и не важно, как это у вас получится. Прошу впредь не перебивать.

ВЕЧЕР ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ

Когда Валерия ушла в свою комнату, котёнок Васька вылизал шёрстку, сходил в лоток-аннигилятор, к которому с трудом, но всё-таки привык, и растянулся на коврике возле теплотворки. Он даже не подозревал, что в мире ведётся поиск адекватного ответа на новый глобальный вызов эпохи – на риск утратить не просто биоразнообразие, но и биологическую жизнь вообще. Он просто жил. Пока.

Жена судьи сразу увидела, что муж очень устал. После ужина она предложила ему лечь пораньше: «Отдохни, милый, у тебя был трудный день». Он согласился и ушел в спальню. Она вошла через пару минут. Судья уже спал.

- Ну вот, как малый ребёнок. Всегда забывает, - она со вздохом подключила его к источнику питания.

«Как легковерны люди! – усмехнулась Валерия, укладываясь поудобнее на анатомическом ложе. – Обвести их вокруг пальца – пустяковое дело. Расскажи слезливую историю о голодном коте, и они у ваших ног.

Прежде, чем раскрыть в потолке книгу «Умение манипулировать людьми как главный навык для путешественника на социальном лифте», она отправила в центр импульс-донесение: «Задание выполнено. Предохранитель-нейтрализатор блока эмоций испытание выдержал». Нашла нужное место и погрузилась в изучение текста.