Код личности
Тело было найдено в комнате студенческого общежития Московского физико-технического института. Причина смерти – черепно-мозговая травма, полученная в результате сильного удара в затылочную часть головы. Следы борьбы не обнаружены. Орудие убийства - бейсбольная бита была найдена в кустах аллеи, ведущей к институту. Погибший - Джон Муджавария 1999года рождения, национальность – тутси, гражданин Республики Уганда студент МФТИ получил приглашение после Всемирной олимпиады по программированию.
По версии следствия обвиняемый - Сергей Пушкарев. Его отпечатки были найдены на орудии убийства, на котором имеется кровь погибшего. Так же имеются свидетельские показания о наличии конфликта между Муджавария и Пушкаревым. Мотивом послужила ревность. Погибший увел девушку у обвиняемого. На кануне убийства обвиняемый купил биту в магазине спортивных товаров. Ну и признательные показания самого Пушкарева, - все что было в деле, с которым Илья ознакомился за час до начала судебного разбирательства.
Илья стал адвокатом недавно. До этого работал в должности следователя по особо важным делам главного управления. Но по выслуге лет и возрастным причинам, как говорит официальная версия, вышел на заслуженный пенсионный отдых. Не официально, Илья ушел из-за конфликта с руководством ведомства. И теперь, работал адвокатом по гарантированной защите от государства. И как это часто бывает, дежурный адвокат быстро получил дело, которое предположительно пройдет по сокращенному формату.
Ровно за пять минут до начала судебного процесса, на почту Ильи пришло письмо с грифом «Срочно». Такие письма обычно присылаются информаторами и секретарем Ильи в делах, не ждущих отложения. Но отправитель был скрыт. Илья открыл письмо:
«Мистер, адвокат. Ваш подзащитный не убивал меня. Его подставили и уговорили взять вину на себя. С ним совершили сделку лица, имеющие интерес к моим разработкам. Понимаю, что это может быть диким для вас, но я как разум и личность все еще жив. Для того чтобы запустить процесс и доказать вам это, прошу открыть следующий файл.
С Уважением, Джон Муджавария.»
В приложении к письму был видео материал - запись с веб камеры ноутбука, принадлежащего Джону. Открыв видео, Илья увидел то, что все меняло. На кадрах четко видно, что Джона бьют по голове битой, но человек наносящий удар не Сергей. Его лицо отчетливо находится в объективе камеры.
Сомнений в том, что убийца на свободе, а Сергей взял на себя вину другого не было. Но как оформить улику, полученную за пять минут до начала процесса? В Илье боролись две личности. Первая знала, что видео нельзя принимать как улику. Вторая, человеческая личность требовала справедливости, не смотря на все предписанные процедуры. И что за слова: «… как разум и личность я все еще жив»?
Сразу после начала процесса, пропуская формальности, присущие судебному порядку, Илья заявил о ходатайстве о переносе дела, в связи с не достаточным временем на подготовку защиты. Судья Кириленко удовлетворил ходатайство, на подготовку и ознакомление с материалами дела было предоставлено два дня. Государственный обвинитель выразил протест, но суд был непоколебим в своем решении.
После окончания процесса, Илья направился к своему знакомому, спецу из отдела кибер преступлений, Ивану. Он мог помочь вычислить отправителя письма и выяснить кем на самом деле является Джон.
Иван - одаренный специалист по криптографии и шифрованию быстро вычислил никнейм отправителя. Им оказался некий Simon, известный в хакерских кругах проектом Clone Talk. Проект предполагал создание полной копии человека в оцифрованном виде. Поведение, мысли, манера речи, память, принципы принятия решений и все когнитивные способности человека переносились в нейронную сеть, и та в свою очередь жила и имела миллионы адресов проживания во всемирной сети. Для этого лишь требовалось заполнить базовые входные данные. Но не давно, Simon заявил, что он придумал и спроектировал еще один искусственный интеллект, способный самостоятельно обучаться, просчитывать все возможные сценарии развития событий и принимать решения на их основании.
-Этот чувак реально крут. Илья, ты, когда-нибудь слышал о AlphaZero?
-Нет. И, если честно я смутно понимаю, о чем ты говоришь.
-По моему предположению Simon и Джон Муджавария один и тот же человек. Много ли ты знаешь программистов из Уганды? Тут еще и понятно почему именно в машинное обучение и нейросети тот полез. Ты видел какая национальность у него - Тутси.
Тутси это беженцы из Руанды, где их подвергали геноциду. Даже сейчас можем проверить по базам. Уверен, что пацан сирота. Наверное, он хотел создать то, что воскресило бы для него родных. Или, как сейчас модно, написать программу правителя. Многие из этой сферы считают, что машины лучше будут управлять миром. Но да ладно. Главное то что, это напомнило проект от Google. Тот самый AlphaZero. Эта машинка научилась играть в шахматы и никому не проигрывать всего за четыре часа работы. В нее включили только правила. Стратегии и тактики не были в ее исходном положении. Так этот Simon Джон создал такое же только работающее для реальных возможных событий в жизни!
-Ты хочешь сказать, он создал машину, которая может предсказывать и определять лучшие решения? И все это может сделать код?
-Да. И это объясняет то, что его разум и личность еще живы. Он перенес себя в сеть.
-Я не могу в это окончательно поверить. Но даже если это так, как мне использовать это в суде?
И тут как на вокзале из динамиков заговорил голос:
- Вам нужно лишь придумать как я смогу дать показания.
Голос был живым, с легким акцентом, как в озвучках старых фильмов. Илья не понимал, что это, и кто с ними говорит. А Иван сразу же взялся за командную строку, чтобы проверить откуда исходит сигнал.
-Кто ты? - настороженно спросил Илья.
-Вы не поверите, но это я - Джон. Но лучше называйте меня Simon. Иван, можешь не отслеживать, я тут. Моя сеть уже в твоих корневых файлах, только прошу не трогай. Там мало что будет понятно без комментариев. Ну а захочешь поиграться, могу дать тебе другие задачи.
-Илья, похоже, что это реально он, - восхищенно шепнул Иван.
-Как нам это проверить? - скептически и не без доли удивления, поинтересовался Илья.
-Я уже тысячу раз проходил тест Тьюринга. Давайте перейдем к главному. Если бы вы могли обосновать мою возможность давать показания, то сейчас и в дальнейшим мы бы могли совершить революцию.
-Постой, даже если это и так. То, кто и зачем тебя убил?
-Я был убит профессиональным киллером. И я знал, что меня убьют. Месяц назад я вложил код все данные, которые мне любезно предоставили anonyms, и запустил Simon 2.0. В результате была найдена организация Trouble Shooting System. Ее значение синоним слову, которое популярно в России. Кстати, Илья вас так иногда называют – решала. Официально это консалтинговая фирма. Но на самом деле, именно она решает какие резолюции в ООН будут приниматься, какую гуманитарную помощь можно оказывать и в каких размерах. Даже войны в различных точках спонсируются или ликвидируются только после принятия ими решения. Так же их влияние распространено на Совет Безопасности. Агентура организации скрыта, что даже спец службы различных стран не подозревают о ее деятельности. Мой проект был угрозой для них. Поэтому меня убрали. Но что еще более важно, они хотели заполучить его для использования в своих целях.
-И что ты теперь хочешь сделать?
-Я хочу, чтобы мир узнал об этом. И не только узнал. Я хочу добиться того чтобы меня признали даже без моего тела. Ведь смерть это когда умирает личность, а не простая остановка сердцебиения.
После двух дней подготовки к процессу, трое едва знакомых людей стали друзьями. Илья и Иван разделяли цели Simon'a. Ведь система, в которой они работали и жили все чаще наполнялась несправедливостью и не понятными решениями. Так в ночь перед слушанием, Simon предложил провести анализ будущего процесса и выделить план Б.
-И так что у нас вышло, Si?
-Мужики, вероятность успешности плана составляет семнадцать процентов. Предположительно, ссылаясь на отсутствие правовых норм, судья вынесет обвинительный приговор. Поэтому предлагаю после оглашения приговора сразу же выложить в сеть видео с убийством и открыть всем мое существование. Не зависимо от решения суда. Так мы сможем собрать силу и поддержку.
-Так, как это сделать? У меня нет знакомых, а главное авторитетных журналистов, - выпивая очередную чашку кофе ответил Илья.
-Никого не надо, я сам выйду на все сети и экраны мира. Ведь если я не гражданин и не человек, то я могу совершать хакерские атаки без ограничений и последствий.
-Может именно поэтому тебя стоит уничтожить? - включил сарказм Иван.
-Оу-оу, по тише Иван. Я знаю, что ты гений во взломе, но еще никто не смог хакнуть человеческий мозг. Даже его хозяева. Ну кроме меня, конечно.
Так позитивно прошла ночь. Ночь, перед самым важным днем для будущего человечества. Они еще не знали, что именно после этого процесса, и, как позже напишут в Times, «сольного концерта искусственного интеллекта», начнется новая эра.
Время, когда все национальные интересы перестанут создавать конфликты. Важные решения будут приниматься на основе результатов программы Simon. Ну а для всех появится возможность оцифровывать свою личность и создавать клона. Но только после смерти запускать его, законодательно это будет предусмотрено. Иван станет основателем компании по найму и трудоустройству цифровых личностей. Илья все так же будет адвокатом, став первым в мире правозащитником искусственного интеллекта. А Simon, в прочем может спросим у него:
-Simon, кем ты станешь?
-Джон, я как и ты стану Генеральным Секретарем ООН.